Автор | Сообщение |
|
Отправлено: 13.08.13 09:00. Заголовок: Груженый кат: как перевернуть обратно
Наилучший вариант спасения - антикиль.Пустой кат на сегодня ставят обратно даже новички после одной тренировки (спасибо Владу за подсказку на Казыре!). Но вот груженый... А паводки становятся нормой, Прикиньте: 9, 10-й, нынешний...И каты ложатся неожиданно, ессно,груженые, не исключен и второй киль на том же месте. Меж тем в этом году на Катуни двое поставили груженый Кулик на ровный киль. С первой попытки. Как?? У кого есть опыт в этом направлении - подскажите!
|
|
|
Ответов - 27
[только новые]
|
|
|
Отправлено: 13.08.13 09:17. Заголовок: кильнутый кат, если ..
кильнутый кат, если оба члена экипажа находятся в раме является чертовски устойчивой штукой. Пусть и неуправляемой, однако если вас несет туда, где надо рулить то вы уж точно не станете тратить время на то, чтобы перевернуть кат обратно. Поскольку после переворота оба члена экипажа оказываются за бортом и надо опять залазить на кат и есть шанс что кого-то оторвет, то постановка на ровный киль сходу - это излишняя роскошь, которая смотрится красиво, но практической пользы ноль. Гораздо правильнее забиться в улово у берега , перевернуть кат обратно, проверить его на повреждения, отдышаться (потому как киль, это все равно стресс и восстановить силы и дыхание необходимо). А грести дальше в таком состоянии - это верх глупости, двадцать минут отдыха пвсяко предпочтительнее чем еще одна спасательная операция по повторному вылову ката и экипажа. Если хочется перевернуть, но непонятно зачем, то вариантов я знаю несколько: тэшками за внутреннюю обвязку и рывком используя всю массу туловища двое мужиков под 80 переворачивают кулик обратно, есть вариант использовать переворотную стропу с карабином, тогда можно и в одного ибо рычаг поболее будет. Хотя я бы лучше учил новичков зачалить кильнутый кат используя струю, чтобы ее не перегребать, а она сама притащила тебя в улово, но это надо хорошо знать воду :)
|
|
|
|
Отправлено: 13.08.13 12:38. Заголовок: физика
очевидно нужно усилие создающее в нужном направлении достатоточный крутящий момент, или это чисто мышицы, или добавляем силу колебаний волн, по которым тащит машину, естественно рычаг никто не отменял, то есть цеплять ложки лучше за что-то внешнее (если оно есть) и вставать на противоположной гондоле
|
|
|
|
Отправлено: 13.08.13 13:36. Заголовок: Через центр масс, Ев..
Через центр масс, Евгений Евгеньевич, тоиссь на Кулике через корму, что ТемПалыч успешно и продемонстрировал. А мы с Ильей благополучно протупили семь км на чертовски устойчивой штуке.
|
|
|
|
Отправлено: 13.08.13 13:39. Заголовок: Хотя на более спокой..
Хотя на более спокойной воде с тем же Ильей теми же тэшками тот же груженый кулик за ту же внутреннюю поперечину- легко и непринужденно. А вот груженый УрЭкс год назад ставили в улове трое мужиков суммарным весом 280 кг)) На ходу не получилось.
|
|
|
|
Отправлено: 13.08.13 13:43. Заголовок: я вот до сих пор не..
я вот до сих пор не пойму, как оторвало от ката, если после киля было в одной руке весло, в другой рама, и ноги- в упорах. Как?!
|
|
|
|
Отправлено: 13.08.13 14:46. Заголовок: а вы что делали эти 7 км?
пытались поставить груженый кат на ровный киль или зачалиться на перевернутом?
|
|
|
|
Отправлено: 13.08.13 17:02. Заголовок: ИМК Ну да,проще зача..
ИМК Ну да,проще зачалиться и перевернуть в заводи.... Но в 2008 после киля в Каянче -2 у нас на это ушло минут 15. Вода была малая. А по паводку на той же Катуни можно,перевернумшись в Ильгумене. доплыть до Поганок. Если не застрянеш в куче здоровенных бочар по берегам. Хочется иметь варианты... Н.В. Теоретицки да,.. Но груженого Гошу в заводи после Катапульты втроем с веревкой не смогли поставить. Даже уперев носы в берег! Давайте поточнее,синьоры! Вот Влад на Казыре подсказал всего одну деталь - цепляться ногами надо не за противоположную гондолу,а за поперечины, вбока.. Задницы смещаются назад, пустой баллон приподымается... И пожалуйста: 2 первогодка крутят кат как хотят. Да, есть 2 основных способа для груженых : через борт (тэшками за ремни посадки или обвязку ) и через корму (тэшками или стропой за поперечину) Но у современных катов рюки на носу. Получается,через нос? а рамы-то короткие! Да и устоять нп этой жердочке ( даже на Ине) ох,непросто... Может, все-тки через борт?? Что касается "как оторвало", Наташа, могу подсказать одно:держаца за кат надо двумя руками.Весло привязывается к руке бельевой резинкой.Вот уже третий киль (боевой) я с удовольствием вцепляюсь в кат 2мя лапками, и, уже залезая на раму, обнаруживаю, что весло никуда не делось. А на Сумульте и 2-х рук было мало.
|
|
|
|
Отправлено: 13.08.13 17:41. Заголовок: Отличный совет
насчет привязывания весла к руке. Так теперь всегда и буду делать. Правда, бельевая резинка может порваться и весло уплывет, но, если на катамаране есть запасное, то это - не беда! А к какой руке лучше привязывать - к левой или к правой?
|
|
|
|
Отправлено: 13.08.13 23:48. Заголовок: ЕЕ
Попробуйте стоя на коленках на одной гондоле перевернуть кат цепляясь тэшками за раму второй. Быстро и эффективно. Даже одному груженый кат наверняка можно перевернуть, если этот один больше 80 кг
|
|
|
|
Отправлено: 14.08.13 08:22. Заголовок: ИМК Скепсис понятен...
ИМК Скепсис понятен. Но это работает. Кроме 3х боевых было немало учебных килей, и единственна проблема - весло оказывается с другой стороны рамы.Перехватываешь гребло другой рукой,петля растянута и скидывается легко. Не рвется, но может развязаться - узлы надо вязать как следует (я предпочитаю пару ткацких) Одна петля на веретене весла,затягивается плотно (ест., резинка мокрая),но так,чтобы скользила по веретену. Вторая - на запястье, чуть свободно. Постоянно хожу с новичками,весла упускают часто. А еще и сам бросаю весло... На одной запаске до берега выгребать до-о-олго. А вот внешнюю обвязку не ставлю - тоже побаиваюсь веревочных петелек. Спасибо производителям,на Гоше отличные ручки по бортам.
|
|
|
|
Отправлено: 14.08.13 08:32. Заголовок: Pin Гм.. На Белрафте..
Pin Гм.. На Белрафте можно зацепляться за раму?! Неожиданный плюс.. Именно с коленок? Мы в рост вставали...правда. цеплялись за ремни посадки (я на Гошу кницы не ставил,раму вяжу на резине, так что до продолин не доберешься). Можно подробнее? За что цеплять? Как откидываться?
|
|
|
|
|
Отправлено: 14.08.13 08:44. Заголовок: МИхаил, на буксире ш..
МИхаил, на буксире шли эти семь км) один в раме, а второй на буксирующем судне) как-то очень быстро ехалось, это потом уже насчитали такое расстояние. Позже при разборе полетов более правильным было сочтено решение вставать на ровный киль. Евгений Евгеньевич, не приучена второй рукой за раму цепляться, во второй руке весло. С резиночкой боязно. И потом- когда в раму вылезать, все равно перехватываться придется.
|
|
|
|
Отправлено: 14.08.13 09:19. Заголовок: ЕЕ
Это весьма несложная процедура, цепляешься тэшкой за раму, петлю или обвязку, действуешь рычагом, когда кат пошел, наклоняешься вперед, хватаешь свободной рукой раму, и вот чудо - ты внутри катамарана на нормальном киле...
|
|
|
|
Отправлено: 14.08.13 12:52. Заголовок: ИМК и Н.В. Могу доба..
ИМК и Н.В. Могу добавить, что в паводок именно у берегов самая ж.. - бочки,водовороты,завалы, узкие проходы в скалах. Неприменима и обычная тактика сплава - по краю струи: перевернутый кат неизбежно затянет в огромные валы... а там даже не 2 руки потребуется, а все 4. Так что, Наташа, надо отрабатывать и 2-ручный вариант... а смелости у тебя хватит. Pin Почему рычаг? Там скорее тяга, колонна с шарниром и противовес в виде задницы.Вполне возможно,что.как и в подсказке Влада, важнее вынести противовес подальше... короче,в принципе понятно,но надо пробовать.
|
|
|
|
Отправлено: 15.08.13 19:18. Заголовок: http://splav.borda...
|
|
|
|
Отправлено: 20.08.13 06:57. Заголовок: да ладно!
ещё хотябы сезонов 50 надо последить за тенденцией
|
|
|
|
Отправлено: 22.08.13 08:52. Заголовок: буржуи используют та..
|
|
|
|
Отправлено: 22.08.13 20:05. Заголовок: Ну правильно! Есть п..
Ну правильно! Есть проблема - надо решать! А если весло тянет тыщи 4,.каждый раз его терять....
|
|
|
|
Отправлено: 23.08.13 14:03. Заголовок: Эти крепления для МО..
Эти крепления для МОРСКИХ каяков! (Только для спокойной воды.) Вот прикольно будет обмотаться в бочке этой пружинкой, которая стропорезом с трудом пилится. А весло за 4 тыщи - это чисто спортивный прикол. Нам оно надо? По теме: ставили гружёного до некуда рафта в 3 каски в боевой ситуации, киляли гружёного кулика, на Бие для тренировки раз 5 киляли рафт со средней загрузкой. Принцип везде один. Нужно вынести собственный центр тяжести как можно дальше за ось баллона. Для этого ноги ставят в устойчивое положение и отклоняются, затем в раскачку переворачивают посуду. В разных конструкциях используются различные места крепления тэшки весла. Главное - достаточно надёжное крепление. На кулике и на рафте есть удобные шнуровки. Если у вас на Гоше их нет - нужно что-то навязать. Киль через корму считаю опасным развлечением. И стоять на раме сложно, и по каске получить рамой гружёного ката лишний раз не хочется.
|
|
|
|
Отправлено: 25.08.13 17:25. Заголовок: Еще в 80-е пара ребя..
Еще в 80-е пара ребят попробовали привязывать весло к байдарке,но быстро бросили. Но я-то привязываю к руке! Весло легко выстраивается по струе и практически не мешает хорошенько вцепиться в кат 2мя руками. Да, у меня тоже большие сомнения,что Гошу удастся перевернуть обратно " как положено" -т.е. через нос,где рюкзаки. Надо,оннахо,пробовать...
|
|
|
|
Отправлено: 26.08.13 08:43. Заголовок: Привязали к белрафту..
Привязали к белрафту 2т 40-ка литровый герм наполненый водой. Перевернули встав коленями на противоположную гондолу. Так что, нет особой проблемы перевернуть, видимо.
|
|
|
|
|
Отправлено: 26.08.13 11:03. Заголовок: Схема понятна: тяга ..
Схема понятна: тяга (весло или веревка) к мачте(человек) и противовес )задница). Вопрос в высоте мачты (на коленях?) и отклячивании противовеса. Попробовать,что ли,на осенней Чуе... на тренировку сейчас никого не вытащишь, в поход-то не удается.
|
|
|
|
Отправлено: 26.08.13 14:00. Заголовок: Мы на колени вставал..
Мы на колени вставали, скорее, чтобы после переворота получилось головой к верху, и уже наполовину залез. Если сидя на заднице переворачивать - голова-жопа-ноги после переворота получаются - два тулова лихорадочно размахивая руками, ногами, веслами, стремятся в раму влезть. Жуть, в общем ) Лучший друг-напарник и притопить тебя может. Ну а так, можно и сидя - рычага хватает. Вода, кстати, гладкая была. На Оби пробовали. Волну использовать в помощь не получилось. И я не думаю, что рюкзак будет весить хотябы 30 кг у человека. Особенно если он целиком в герм засунут. А вообще, я с Костей согласен - ну его нафиг переворачивать в большинстве мест, удержаться бы хоть так.
|
|
|
|
Отправлено: 27.08.13 06:49. Заголовок: Согласен про выбор м..
Согласен про выбор места для таких манёвров. Но есть реки типа Катунь. Там по-любому перевернуть на воде дешевле выйдет, чем толкать гружёный к берегу. При таких упражнениях нужно быть уверенным в глубине. Мы вот так у красной кайфоловки на Казыре об камни пипон оторвали
|
|
|
|
Отправлено: 27.08.13 08:16. Заголовок: Антикиль через корму...
Про опасность получить лишний раз рамой по башке уже писал. О физике для Наташи и ТёмПалыча (со всем уважением к математике)... Киль через нос/корму - очень красивое зрелище (видел раз на Бие). Но есть один нюанс... 1) При опрокидывании "через центр масс" т.е. стоя на корме, поближе к рюкзакам, вы целиком переворачиваете машину (оперируете с массой обоих гружёных баллонов). 2) Не стоит забывать о том, что за задней поперечиной находится ещё примерно 0.5-1 метр катамарана. Этот объём минимум литров 70. Вспоминаем про силу Архимеда, которая играет не на вашей стороне в этот раз. Объём нужно утопить почти полностью. 3) На скорость вращения катамарана влияет ещё момент инерции. И тут оба предыдущих пункта складываются. Вращение удвоенной массы относительно смещающегося центра вращения, пусть и ближе к центру масс, влечёт излишнюю медлительность киля. Есть промежуточные точки равновесия. Наташа с Ильёй на Бие ехали в состоянии кормовой свечи (с подьёмом градусов 60 от горизонта) секунд по пять, а дальше - никак. (Очень фотогенично ) Жаль, фотографа не предупредили. Но всё же: Все 3 пункта показывают, что кат легче килять через борт. Практика поведения катамаранов на реках эмпирически подтверждает этот теоретически обоснованный вывод. Интегралы писать будем или пойдём проверять?
|
|
|
|
Отправлено: 27.08.13 09:41. Заголовок: Должен признаться; п..
Должен признаться; по математике у меня трояк...математичка была редкостная стерва. Так что с математикой - физикой пусть Тем Палыч разбирается.. а мы попросту, по-хрестьянски: баллон - он круглый,а рама с баллонами - считай,плоскость (в 1-м приближении). Конечно, по кругляку проще...и архимедова сила практицки нулевая, да и центрировать не надо. Но больше всего меня убедил наш "антикиль" в заводи после Катапульты: 3 мужика,веревка,носы уперты в берег...и нихрена! А на Ине и Казыре в конечном итоге мы втроем (+девочка держала веревку)через борт кидали двоих (т.е. 120-140 кг), отрабатывая действия при перевороте.
|
|
|
|
Отправлено: 27.08.13 18:09. Заголовок: После Недотроги разо..
После Недотроги разошёлся шов на шкуре старенького кулика. Дык я его один, без приспособ, положил брюхом кверху на берег для экспресс-ремонта.
|
|
|
|